vzbrelo

Categories:

Михаил Ильяев: о себе

"Я не считаю, что я художник. Это вы так считаете, спасибо вам. А я стараюсь оправдывать ваши надежды". С этой фразы началось наше интервью с Михаилом Давыдовичем. Благодаря протекции Алексея Новикова, Михаил Давыдович пригласил нас в гости и согласился рассказать о себе. Ильяев - личность легендарная в резчицких кругах: более полувека он занимается резьбой по дереву, 40 лет преподает, автор обучающих книг, организатор ряда постоянных встреч и мероприятий для мастеров и неравнодушных к дереву. Думаем, его без преувеличений можно назвать эпицентром резчицкого сообщества в России:) Материала со встречи у нас набралось на три статьи: в этой мы расскажем о Михаиле Ильяеве и его пути. Во второй статье Михаил Давыдович расскажет о своем кумире Степане Эрьзе и как объездил полмира, собирая работы и информацию о скульпторе. В третьей речь пойдет о Школе и учениках. Начнем:)

Михаил Давыдович показывает свои первые работы.
Михаил Давыдович показывает свои первые работы.

Еще в 4-м классе занялся спортом, боксом. И так увлекся, что остался даже на второй год в седьмом классе. Позже закончил Государственное училище циркового искусства и, до серьезной травмы, работал акробатом в цирке. 

Дом-музей :)
Дом-музей :)

Хотел сделать двойное сальто с места, с невысокого трамплинчика. Одно сальто я делал запросто, а двойное никто не делает по сей день. В крайнем случае, думал, приземлюсь на загривок. Сделал сальто и еще ровно полсальто пришлось на макушку. Грудь подбородком продавил, ничего не сломал, но связки все растянул. Месяц был на растяжках, в цирк уже нельзя, но я не сдался. Мне хотелось подняться, насколько это возможно в такой ситуации. Я и по сей день делаю разработанную мною тогда разминку, уже свободно от травмы. Каждый раз как рассказываю про разминку, хочется заразить, чтобы делали. В пример: в 2007 году, после "Минуты славы" почувствовал, что у меня нога болит, стал хромать. Врачи сказали, нужно менять тазобедренный сустав. Дал согласие на операцию. Вдруг, в течении недели из Америки звонок, там живет моя бывшая жена: "Миша! Приезжай с концертами, подработай". А я уже подписал согласие на операцию. Думал-думал, ну, операцию можно сделать и позже, а в Америку не так часто летаешь. И махнул, хромая, в Нью-Йорк. Полмесяца я там был, 8 концертов отработал. К чему я все это? По сей день никаких операций! Каждый день на разминке прыгаю 90 раз.

На праздновании 85-летия.
На праздновании 85-летия.

Итак, после травмы я начал танцевать. В спорте надо было делать вольные упражнения под музыку, навык был. И я придумал на базе индийских движений танец, в стиле Бхаратнатьям. Получился неплохой эстрадный номер, и я с ним поехал гастролировать. Был и на Камчатке, и в Европе. Как раз на тех гастролях я с творчеством Эрьзи и познакомился.

Портрет кумира.
Портрет кумира.

Сначала я резьбой по камню увлекся - галька черноморская. На пляже сидишь, загораешь. Сухое вино, женщины и безделье. Первое, что меня внутри зажгло, что в таком твердом материале, не дереве, могу что-то сделать, объем придать. Поначалу скоблил обыкновенным ножом, потом скальпелем, затем сделал себе специальную скоблилку из пилы по металлу. На гастролях, где заводы какие с коровами, быками, мне давали кость, рога.

Коллекция работ.
Коллекция работ.

А с 1968 уже захватило дерево. Мой аккомпаниатор, Женя, на каждых гастролях искал на деревокомбинатах доски и делал из них палочки барабанные. Я его попросил привезти мне доску. Мне повезло, это оказался орех. Из него я сделал вторую в своей жизни работу из дерева. Первая, Родина-Мать, у меня в мастерской хранится.

Еще работы.
Еще работы.

После досок начал пробовать головки - знакомых или фантазийные. Затем африканское искусство меня заинтересовало.

Работы того периода.
Работы того периода.
Смотреть работы, сопровождаемые рассказом автора - вдвойне интересно)
Смотреть работы, сопровождаемые рассказом автора - вдвойне интересно)

Основная мастерская у меня на балконе, мне повезло - квадратная лоджия 6 кв. метров.

Фрагмент мастерской.
Фрагмент мастерской.

С такими породами (кебрачо) работаю бор-машиной. Одна причина - дерево плотное, другая - бор-машина дает мягкую пластику, мягкие переходы, нет углов, вот в чем прелесть.

Фрагмент мастерской.
Фрагмент мастерской.

Недавно у меня киностудия брала сто работ, для съемок. Снимают фильм о скульпторе, главного героя Нагиев играет.

Фрагмент мастерской.
Фрагмент мастерской.

Я не профессионал, режу сразу без эскизов. Рисовать, лепить не люблю, не интересно. Работаю с материалом сразу - это удовольствие. Я вижу форму и я люблю жить в удовольствие. Я встречаюсь с теми, кому я интересен, кто мне интересен. Мои батарейки питаются от этого электричества - общение, энергия, обмен, внимание. Жалко время терять на тех, кому не интересно творчество.

Работы в мастерской.
Работы в мастерской.

Утром я встаю, бью по колокольчику рукой и говорю: "Если утром снова встал, значит, жизнь я не проспал" и начинаю борьбу за существование:)

Продолжение следует, а пока контакты Михаила Давыдовича: http://www.rezbaderevo.ru/mihaililyaev

Мария и Татьяна, VZBRELO (вк, фб, инстаграм)

Этот блог в VK, в жж, в ОК ;)

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded