vzbrelo (vzbrelo) wrote,
vzbrelo
vzbrelo

Categories:

Александр Каштанов: о своем пути, значении звания "мастер" и моде в мире мебели

Не перестаем радоваться возможностям, что дарит нам канал - в первую очередь живому общению с людьми, с уважаемыми мастерами. Сегодня мы делимся с вами беседой с Александром Владимировичем Каштановым, мастером-краснодеревщиком, проектировщиком мебели, преподавателем Столярной школы Всеволода Полтавцева.



Расскажите, пожалуйста, как вы учились.

В начале посещал кружки, а к 8-му классу понял, что в школе учиться не очень интересно :) Мама мне предложила училище №64, оно в свое время было подшефное под Строгановкой. И там были некоторые льготы при поступлении для тех, кто хорошо учился. Поскольку я немножко рисовал, с деревом немножко работал, пошел. У нас была экспериментальная программа, 4 года вместо 3-х, я закончил с красным дипломом. Мне повезло, я учился у очень хорошего мастера, вне училища, был такой замечательный маркетрист Козяев Евгений Львович, он был руководителем кружка маркетри в Отрадном. Пока учился в училище и потом еще года 2 я к нему ходил, занимался.




А про саму Строгановку? Вы учились там в 90-е, это как-то отразилось на образовании?

Да, я поступил в 94, закончил в 2000, в самый развал. Но, если ты хотел учиться - ты учился. Преподавателям было интереснее, если студент сам грыз гранит, и проявлял какой-то интерес. Сейчас в институте во многом стало лучше, с одной стороны.

А вы с ними до сих пор связаны?

Я лет 10, наверное, делал рецензии на дипломы. Ну, поскольку я авторитетный специалист, с регалиями, наградами ;) В образовании происходят изменения. Сейчас система магистров и бакалавров. Рецензента приглашают уже на магистров, и это было пока 1 раз.




Вы считаете, вам много дало образование?

Конечно. Во-первых я получил профессию, все-таки. Любовь к мебельному делу ведь тоже достигается упражнениями: ты уже конкретно понимаешь, что любишь, к чему лежит душа. Деревообработка очень многомерный предмет, как и проектирование мебели, есть разные ниши и разные направления. С получением образования, с ростом объема знаний выбираешь уже, что тебе ближе и по этой колее идешь.

По окончании института не было такого "а куда теперь"?

Я озаботился этим на последнем курсе и после института сразу пошел в мастерскую проектировщиком мебели. Мастерская эта была при Музее Мебели на Таганке. Там были небольшие реставрационные мастерские и делали мебель на заказ, причем очень качественную мебель. Эта компания все еще существует, правда уже не имеет отношения к музею - "Атум дизайн групп", там тоже мой однокашник Николай Волков работает. Мы вдвоем туда пришли, я ушел через год, а он остался.  Руководитель этой мастерской, Карвасовский Михаил Симеонович, делал интересные вещи, был очень хороший коллектив мастеров.
Работал потом в Алешин-Студии, компания занималась дизайном мебели, разработками для предприятий. Сделал там 4 коллекции дверей. У них помимо проектировочных мощностей было еще и небольшое производство по изготовлению столярки на заказ, и в основном они делали двери.




Много "однокашников" осталось в профессии?

У нас часть людей ушла в интерьер, конкретно мебелью занимаются человек пять. Но мы не то, чтобы часто общаемся.

Значит, спрос в России есть?

Спрос небольшой. До сих пор я сталкиваюсь, что дизайн мебели у нас не очень востребован. Крупные компании по-прежнему снимают кальки с западных каталогов.




Как вообще формируется мода на мебель?

Есть теория заговора ;) У итальянцев самый мощный дизайн мебели. И вот есть версия, что производители массово договариваются о модной породе, модном цвете и планово, 5 крупнейших фабрик, выбрасывают серии на рынок. Всё, мода. Все остальные в течении 3-х лет догоняют. Потом новый сговор.
Если смотреть глобально, то можно проследить даже по классическим стилям: сначала идут пышные формы, насыщенные. Потом они становятся строже, новый виток, опять пышненько пошло. Движение, как волна идет: мощный накат, потом спад и новая волна. Ампир - бидермейер - модерн - неоклассицизм - ар деко - mid century - классика.
Если брать исторические какие-то параллели: Наполеоновский ампир - откуда он появляется? Наполеон сходил в Египет, раскопали Помпеи, появились новые декоративные находки. Помпейские росписи художники включили в стиль.
Всплеск европейской мебели барокко появился под влиянием культуры Китая. Появилась подпитка, новый ключик. Модерн - Япония. Ар-Деко - Египет. Можно отследить откуда появился тот или иной стиль.
Так же экономическая составляющая влияет на стиль - бидермейер появился когда развился класс буржуа, и они захотели богатую мебель, но попроще. А стиль mid century возник после Второй мировой, когда ресурсов мало, рабочих рук мало. Много мастеров и художников погибло на войне, уровень благосостояния населения тоже оставлял желать лучшего.


Вы создаете ручные инструменты, и ваш рубанок даже в коллекции Томаса Ли-Нильсена?

Да, у Ли-Нильсена, у Олега Оленева (*Музей столярных инструментов) есть, в музее Рубанков в Питере, в музее рубанков Виталия Ислентьева, в общем, во всех крупных собраниях.




Как вы это делаете?

Все придумано до нас. Схемы очень хорошего инструмента середины XIX века можно найти, есть только нюансы. Я увлекаюсь только формообразованием, декоративными вещами. В свое время cтолкнулся с тем, что в 90-е годы хорошего инструмента не было и мой учитель сказал: хочешь строгать нормально, ищи старинное железо. У меня от прадеда остался сундук с инструментами, откуда я повытаскивал инструмент и часть железа.

Но ведь таким рубанком жалко работать?

Хороший инструмент, будь то покупной или свой, не принято бросать или как-то с ним небрежно обращаться. Профессионал, который любит свой инструмент, бережет его как руки. Со временем инструмент приобретает определенный лоск, это красиво. Также, есть масса профильных задач, когда проще сделать самому, чем купить. Думаю, культура изготовления ручного инструмента напрямую связана с ремеслом. И когда берешь хороший инструмент в руки, у тебя как-то совершенно по другому идет работа.

У нас мастера не любят себя афишировать, избегают звания "мастер". Что вы думаете по этому поводу?

Назвать себя мастером довольно сложно, предела совершенству нет. Чем больше ты ищешь, чем больше занимаешься, тем больше понимаешь, насколько ты меньше знаешь всего, чем хотелось бы. И видишь реальные границы, как горизонт. Он есть, но его не достичь :)

То есть, в вашей жизни не наступит момент, когда вы сможете сказать "я профессионал, я мастер"?

Пока я не вижу. У меня есть грамота за 2004 год, где написано, что я "Мэтр мебельного дизайна", но я ни за что не скажу, что я высококлассный, проектировщик или мастер краснодеревщик. Я слишком хорошо знаю свои грехи:)




Как можно охарактеризовать вашу основную деятельность на сегодняшний день?

У меня несколько направлений. Я участвую в движении WorldSkills как тренер, показываю ребятам операции, работу со шпоном, какие-то аспекты ручной обработки. Проектирую мебель на заказ. Объемы небольшие, но есть.

В идеале, какого бы вы хотели развития для себя? Пусть даже несколько фантастического?

Конечно, я хотел бы делать свою мебель, у меня уже есть разработки. Есть программы и для больших производств. Хорошую идею, помимо того, что надо придумать, надо и реализовать. В идеале, я бы запустил линейку своей авторской мебели, как я это вижу, как я это хочу сделать, свой бренд.

Вам не хватает организатора?

У каждого человека своя специфика. Я не умею продавать. Не уверен, что смогу организовать производство. Нужна команда. Есть люди, которые могут все сделать самостоятельно, но это конгениально.




В завершение, зачем сегодня ремесло?

Любое ремесло и искусство - облагораживают. Мы появляемся здесь, чтобы реализоваться. Чем больше путей будет, тем лучше. Чем больше информации, тем быстрее это происходит.

Благодарим Александра за уделенное время и интереснейший разговор, и как всегда - не прощаемся, следим за творчеством и будем рассказывать вам самое интересное)


Татьяна и Мария, VZBRELO (вк, фб, инстаграм)
Tags: vzbrelo, Блог_VZBRELO_вдохновение, интервью
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments